Елена Князькова
Звезда мирового балета Золотой лауреат международных конкурсов артистов балета Заслуженная артистка России
Биография
Видео
Фотогалерея
Биография

Елена родилась в городе Волгограде. С пяти лет занималась художественной гимнастикой и сразу заявила о себе как редкий самородок. В результате чего была сразу зачислена в сборную области. В 7 лет ввиду исключения была допущена на союзные соревнования, где участвовали семьдесят лучших десятилетних девочек страны. С огромным отрывом, заняв I место, Елена получает I взрослый разряд и становится членом молодежной сборной ЦС Зенит. С семи лет работала в художественной гимнастике по программе мастеров спорта. Множество чемпионских титулов, опережение союзных классификаций, государственная стипендия не остановили перед выбором - гимнастика или балет.

В 10 лет была принята в Ленинградское Хореографическое училище (ЛАХУ) в течении пяти минут высшими баллами и утверждена на директорский фонд ввиду уникальной совокупности всех данных. Несмотря на успехи в учебе, на большую производственную практику, на трепетное отношение педагогов и администрации к талантливой девочке, Елене пришлось уехать из Ленинграда из-за климата.

Экстерном, минуя один год обучения хореографии, Лена была принята в Московское хореографическое училище сразу на 3-ий год обучения. Учась в 5/8 классе МАХУ, Лена получила приглашение на учебу в Воронежское хореографическое училище с перспективой предоставления всех условий для учебы, практики и участия в конкурсах.

Учась на II курсе, стала лауреатом Всероссийского конкурса им. Ваганова в Ленинграде. В этом же году была взята под контроль Министерства культуры, как исключительно талантливая студентка.

По окончании училища была приглашена во многие театры страны (Минск, Москва, Воронеж и многие др.) на должность солистки балета с предоставлением квартиры, а также приглашена С. Головкиной на стажировку в Академию. Лена выбрала труппу "Русский Балет".

Сразу после выпуска станцевала спектакли "Жизель" и "Дон Кихот" с народным артистом России В. Гордеевым.

В этом же году победила на международном конкурсе артистов балета в Варне - первая премия, золотая медаль.

«Выступление Елены Князьковой оставило ощущение некой сказочной идеальности, не имеющей ничего общего с такими понятиями, как вес, труд, пот, страх. Невинное лицо, нежнейшие очертания фигуры, а техника, о ней не думаешь вовсе, так как, это явление «летит как пух от уст Эолы».

Театральный критик Ирина Кирианова

«Подлинным открытием конкурса стала Е. Князькова – в Варне она проявила себя как балерина, для которой классический танец – ее естественная среда обитания, живой язык, та трепетная нить, что связывает артистку со зрительным залом. Князькова тонко ощущает богатые образные возможности академической лексики, многозначность ее интонационных красок, самоценность ее выразительных средств …»

Галина Иноземцева (Россия)

«Выступление Е. Князьковой в высшей степени концентрирует качества русской школы – чистота, академичность, строгость форм в сочетании с поэтичной атмосферой и воздушностью танца.
Варна дала миру еще одно дарование.»

Мария Русанова (Болгария)

Через полтора года после окончания училища Елена получила трехкомнатную квартиру в Москве по ходатайству Министерства культуры и приглашение на работу ведущей балериной в труппу «Большой театр – Григорович балет» в класс народной артистки СССР М.В. Кондратьевой.
На сцене Большого театра состоялась премьера балета «Тщетная предосторожность» в постановке Ю. Григоровича, которая была приурочена к открытию 7-го Международного конкурса артистов балета в Москве. В главной партии Лизы – Е. Князькова.

«Открытием для зрителей стала Е. Князькова в партии Лизы, продемонстрировавшая не только великолепную форму чистой танцевальной классики, но и умеющая жить в образе, блеснувшая в пантомиме, и в ансамблевых эпизодах, и в труднейшем фуэте последнего акта.»

Виктор Ванслов
(доктор искусствоведения,
академик Российской академии художеств)


На 7-ом международном конкурсе артистов балета в Москве Елена получает золотую медаль, первую премию.
На международном конкурсе артистов балета в Люксембурге - серебряный лауреат.
Елена окончила Российскую Академию театрального искусства (ГИТИС) в Москве, отделение педагог-хореограф по классу Н. Орловской.

Обладатель «Гран-при» на конкурсе «Дебют» - за исполнение партии Мари в балете «Щелкунчик» в постановке Ю. Григоровича стала Е. Князькова.

«Жемчужиной па-де-де балета «Щелкунчик» в постановке Ю.Н. Григоровича является адажио, исполненное Е. Князьковой блестяще, с необыкновенной точностью и пикантностью. Утонченность и драматизм таится в великолепии ее исполнения.»

Анна Кисельгор (США)

В 2001 г. Елена Князькова получила почетное звание Заслуженной артистки России.

«Гран-при» конкурса «Дебют» Елена получает за лучшее исполнение партии Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Ю. Григоровича.

«Главное в Джульетте Князьковой как раз самоценность этого изящного, идеальных форм существа, то, из-за чего, собственно Ромео и выделил ее на балу, бессознательно различил сквозь дым факелов и мелькающих масок.»

Александр Колесников
Кандидат искусствоведения

«Восхитительная Е. Князькова, ставшая вдали от России настоящей, большой балериной, ее возможности раскрываются с каждой новой партией, она давно преодолела рамки какого-то определенного амплуа. Ее Рита в первых сценах отмечена почти Улановской простотой и безусильностью танцевальной речи. В ресторанных сценах она настоящая дива, изысканная во всем – жесте, поведении, взгляде. Переход от феи утренней к ночной Князькова наполняет к тому же удивительной театральностью. В новой версии «золотого века» у Григоровича открывается типично балетная коллизия белого и черного двойника, ее мы не замечали прежде.»

Александр Колесников
Кандидат искусствоведения

«Елена Князькова поражает абсолютным мастерством, особенно впечатляющим, если иметь в виду, что она по-прежнему ведет жизнь блуждающей звезды, не связанной с конкретной труппой, педагогом, а значит не приписанной к какой-то школе. Удивительный феномен, противоречащий всем правилам и традициям отечественного исполнительства. Звезда Большого и Мариинского балета может сколь угодно отсутствовать в театре, занимаясь индивидуальным промыслом, но, так или иначе, возвращаясь «на базу», припав к антеевой земле, она начинает восстанавливаться, да еще и раздавать бесконечные интервью о чувстве родного дома, любимой сцене и пр. Князькова начисто лишена подобного актерского цинизма, все ее интервью, что мне приходилось читать, раскрывают актрису и человека такого достоинства и внутренней свободы, что невольно думаешь – а ведь она, пожалуй, в современном нашем балетном цехе одна такая, по-настоящему независимая. Свободно выбирает компанию, репертуар, хореографа, страну проживания, партнера, - сегодня Лондон с Иреком Мухамедовым, а завтра Краснодар. Видимо, ценности профессии осознаны ею, как самый надежный капитал, Ю. Григорович это в ней чувствует и многое ей позволяет. В «Спартаке» специально для нее кое-что изменено в партии Фригии. Последняя Джульетта создана буквально на нее. Но и она, конечно, создана для Джульетты – эта решительная, яркая девушка. Можно сказать – В танце Князьковой привлекает сам танец, а не те моральные смыслы, которыми обычно наделяются балерины, ради доказательства их мастерства.»

Александр Колесников
Кандидат искусствоведения

«Меня поражает Елена Князькова. Она танцует все мои премьеры прекрасно, находясь в великолепной форме.»

Ю. Григорович

«Лучшим новогодним подарком стал балет из России – труппа "Григорович балет". Достойна восхищения исполнительница главной партии "Мари" Елена Князькова. Изящная как статуэтка с филигранной техникой, неповторимым обаянием, давала зрителям поистине ощущение волшебства и чуда.»

Клайв Барис . США

«Посвятив всю жизнь искусству балета я была уверена, что удивить меня невозможно, но мне посчастливилось увидеть танец Eлены Князьковой.

Удивительная балерина, оставляющая ощущение блаженства и сентиментальности, своей музыкальностью, исключительной органикой и невесомостью.

Редкая легкость в ногах, а руки будто длят мысль. Поворот головы и выражение лица не оставляют никого равнодушным.

Любой спектакль исполняется ею так , будто он ставился балетмейстером именно на нее.

Ее танец способен очищать и лечить души людей.

Я с удовольствием работаю с Леной и счастлива, что наши творческие пути пересеклись.»

Президент Фонда имени Принцессы Грейс
Мадам Безобразова ( Монте-Карло)

За большой вклад в развитие балетного искусства Елена Князькова отмечена специальной премией.

В 2013 г. победила на первом Всероссийском конкурсе хореографов в Москве - первая премия, золотая медаль.

 

 

Елена имеет контракты (guest artist) в труппах Tokyo Ballet Theatre (Токио), Opera De Nice (Ница), сотрудничает с Opera de Bordeux (Бордо), с Монте-Карловской академией танца. Выезжает на гастроли с ведущими театрами России и Европы.

Еленой станцован большой классический репертуар, а также ведущие партии в балетах:
F. Ashton (Аштона);
K. MakMillan (К. Макмиллана);
G. Balanchine (Дж. Баланчина);
Ben de Roshemont (Бена де Рошмонта);
Roland Hynd (Роланда Хинда);
Dieter Amman (Диетера Аммана);
Юрия Григоровича;
Иржи Килиана. Л. Лавровского;
В. Гордеева;
Р. Вогеля;
Д. Кранко;
Г. Ковтуна;
Р. Нуриева.

Репертуар

В репертуаре балерины ведущие партии в балетах:

«Жизель» - Жизель;
«Дон-Кихот» - Китри;
«Лебединое озеро» - Одетта Одиллия;
«Щелкунчик» - Мари;
«Золотой век» - Рита;
«Спящая красавица» - Аврора;
«Тщетная предосторожность» - Лиза;
«Раймонда» - Раймонда;
«Баядерка» - Никия;
«Золушка» - Золушка;
«Спартак» - Фригия;
«Ромео и Джульетта» - Джульетта;
«Евгений Онегин» - Ольга и Татьяна;
«Le deux pijeons» - Два голубя, молодая девушка;
«Манон» - Манон;
«Вальпургиева ночь» - Вакханка;
«Сильфида» - Сильфида;
«Корсар» - Медора;
«Жар-птица» - Жар-птица;
«Зимние грезы» («Три сестры»);
«Каменный цветок» - Катерина;
«Шопениана»;
«Шехеризада»;
«Маскарад»;
«Серенада»;
«Дивертименто»;
«Пахита»;
«Доницети»;
одноактные спектакли Аштона, Баланчина, Гордеева, Б. де Рошмонта и целый ряд современных номеров и классических па-де-де.

В начало Видео Фотогалерея Написать письмоEnglish